Игорь Зимненко, заместитель генерального директора компании «Ай-Теко», рассказал о пути создания иностранного ПО от недр научных институтов до конечного потребителя.
Примерно десять-двенадцать лет назад наш консалтинг пользовался крупными западными продуктами. Но рынок в последнее время стал достаточно сложным, и нам пришлось думать, как выживать и трансформироваться. Мы стали анализировать, почему существует софт, которым пользуются во всем мире в самых различных отраслях, а в России таких продуктов нет. В РФ в лучшем случае есть свои разработки, использующиеся только на территории страны. Но в Казахстане, например, они встречаются уже реже, на Украине их нет совсем, не говоря уже о других странах СНГ и Восточной Европы. Нам стало интересно, как разрабатываются такие успешные продукты, и мы провели анализ, выводами которого я хочу с вами поделиться.
Лифт на 4 этажа
Представьте себе здание в четыре этажа. Внутри него ходит лифт, который везет знания вниз, а деньги — наверх. Теперь посмотрим, кто находится на разных этажах этого здания. На четвертом этаже живет практическая и
теоретическая наука. Она создает расчетные модели в области конечной разности элементов, экономические модели управления предприятием, дискутирует по научным вопросам.
На третьем этаже живут «стандартизаторы». Это Британский институт стандартизации, ISO, всевозможные общественные организации вроде PAS 55. Эти «стандартизаторы» берут у науки знания и пытаются их подстроить в рамки неких стандартов, удобоваримых для последующей формализации. Так у нас появляются общепринятые международные нормы.
На втором этаже живут разработчики самого разнообразного программного обеспечения. Это HP, SAP, Oracle и многие другие. Вспомните, как только на рынок выводится новый продукт, он всегда соответствует какому-нибудь стандарту MRP 2. Как только выходит новая система управления архивами, она соответствует PAS 55. И это является конкурентным преимуществом перед огромным количеством дезорганизованных разработчиков, которые есть у нас и в других странах. Множество наших программистов не выдержали конкуренции, потому что они не смогли противостоять этой машине.
[su_pullquote align=»right»]
Как только на рынок выводится новый продукт, он всегда соответствует какому-нибудь стандарту MRP 2. Как только выходит новая система управления архивами, она соответствует PAS 55. И это является конкурентным преимуществом крупных компаний перед огромным количеством дезорганизованных разработчиков, которые есть у нас и в других странах[/su_pullquote]
На первом этаже этого дома располагается огромное количество внедренцев, системных интеграторов, которые, собственно говоря, эти продукты доносят до конечного потребителя. Они получают деньги с конечного потребителя, отдают часть их производителям, производители — стандартизаторам, стандартизаторы — науке. Таким образом работает этот лифт. Этот цикл непрерывно создает гарантированные инновации. И у этой конструкции мощнейшая, просто непробиваемая система защиты.
Схема России
Как работаем мы? Практически все наши коллеги-разработчики сидят на втором уровне. Проблема состоит в том, что я, допустим, года с 95 – 97-го начал интересоваться различными большими системами и пришел к очень простому выводу: мы производили ПО по принципу средств автоматизации. У нас даже были различные коэффициенты повышения средств автоматизации рабочих мест.
Что такое автоматизация рабочего места? Это повышение количества операций в единицу времени — избавление от рутины. На первый взгляд, это хорошо. Но через некоторое время все понимают, что количество операций в единицу времени повышает количество ошибок в единицу времени. Представьте себе, если ошибается экономист или мастер цеха? В этом проявляется идеология АРМ (автоматизированное рабочее место), которая, на мой взгляд, пронизала во многом наши отечественные разработки. Она, собственно, и послужила тем самым якорем, который нас так цепко держит и не позволяет ни выйти на международный рынок, ни даже распространиться в рамках СНГ. Потому что суть АРМ — это субъективная потребность конкретного человека, конкретной должности, конкретной позиции.
[su_pullquote align=»right»]Технология АРМ служит тем самым якорем, который нас так цепко держит и не позволяет ни выйти на международный рынок, ни даже распространиться в рамках СНГ[/su_pullquote]
SAP или Oracle такие дорогие, потому что заказчик покупает не АРМ, а технологии управления. Технологии в любом случае дороже станка для изготовления готового продукта. А SAP или Oracle — это технология. Именно потому, что по 4 этажам ходит этот лифт.
Перспективы
Интеграция знаний в консалтинговом управлении сейчас приносит хороший доход. Понятно, что в идеале хочется реализовать четвертый этаж, но это сложно и должно делаться на государственном уровне. Создание третьего этажа — тоже непосильная для нас задача. Отечественные госстандарты ничего не значат, и никто не использует их на практике.
Но мы совершенно объективно можем пользоваться результатами двух оставшихся международных уровней, потому что они общедоступны. Это по большей части все знания, которые кладутся в основу разработки будущего продукта. Причем эти стандарты не стоят никаких денег. И то, что мы до сих пор не используем их, привело к утрате нашего суверенитета в области IT. А восстановить его можно достаточно быстро — и именно тем способом, о котором я рассказал выше.
Из выступления Игоря Зимненко, заместителя генерального директора IT-компании «Ай-Теко», в рамках пресс-завтрака корпорации «Галактика» «Импортозамещение с учетом сохранения ИТ-инвестиций».
Западный лифт создания ПО, которым стоит воспользоваться России
Источник: «Ibusiness», октябрь, 2014
Игорь Зимненко, заместитель генерального директора компании «Ай-Теко», рассказал о пути создания иностранного ПО от недр научных институтов до конечного потребителя.
Примерно десять-двенадцать лет назад наш консалтинг пользовался крупными западными продуктами. Но рынок в последнее время стал достаточно сложным, и нам пришлось думать, как выживать и трансформироваться. Мы стали анализировать, почему существует софт, которым пользуются во всем мире в самых различных отраслях, а в России таких продуктов нет. В РФ в лучшем случае есть свои разработки, использующиеся только на территории страны. Но в Казахстане, например, они встречаются уже реже, на Украине их нет совсем, не говоря уже о других странах СНГ и Восточной Европы. Нам стало интересно, как разрабатываются такие успешные продукты, и мы провели анализ, выводами которого я хочу с вами поделиться.
Лифт на 4 этажа
Представьте себе здание в четыре этажа. Внутри него ходит лифт, который везет знания вниз, а деньги — наверх. Теперь посмотрим, кто находится на разных этажах этого здания. На четвертом этаже живет практическая и
теоретическая наука. Она создает расчетные модели в области конечной разности элементов, экономические модели управления предприятием, дискутирует по научным вопросам.
На третьем этаже живут «стандартизаторы». Это Британский институт стандартизации, ISO, всевозможные общественные организации вроде PAS 55. Эти «стандартизаторы» берут у науки знания и пытаются их подстроить в рамки неких стандартов, удобоваримых для последующей формализации. Так у нас появляются общепринятые международные нормы.
На втором этаже живут разработчики самого разнообразного программного обеспечения. Это HP, SAP, Oracle и многие другие. Вспомните, как только на рынок выводится новый продукт, он всегда соответствует какому-нибудь стандарту MRP 2. Как только выходит новая система управления архивами, она соответствует PAS 55. И это является конкурентным преимуществом перед огромным количеством дезорганизованных разработчиков, которые есть у нас и в других странах. Множество наших программистов не выдержали конкуренции, потому что они не смогли противостоять этой машине.
[su_pullquote align=»right»]
Как только на рынок выводится новый продукт, он всегда соответствует какому-нибудь стандарту MRP 2. Как только выходит новая система управления архивами, она соответствует PAS 55. И это является конкурентным преимуществом крупных компаний перед огромным количеством дезорганизованных разработчиков, которые есть у нас и в других странах[/su_pullquote]
На первом этаже этого дома располагается огромное количество внедренцев, системных интеграторов, которые, собственно говоря, эти продукты доносят до конечного потребителя. Они получают деньги с конечного потребителя, отдают часть их производителям, производители — стандартизаторам, стандартизаторы — науке. Таким образом работает этот лифт. Этот цикл непрерывно создает гарантированные инновации. И у этой конструкции мощнейшая, просто непробиваемая система защиты.
Схема России
Как работаем мы? Практически все наши коллеги-разработчики сидят на втором уровне. Проблема состоит в том, что я, допустим, года с 95 – 97-го начал интересоваться различными большими системами и пришел к очень простому выводу: мы производили ПО по принципу средств автоматизации. У нас даже были различные коэффициенты повышения средств автоматизации рабочих мест.
Что такое автоматизация рабочего места? Это повышение количества операций в единицу времени — избавление от рутины. На первый взгляд, это хорошо. Но через некоторое время все понимают, что количество операций в единицу времени повышает количество ошибок в единицу времени. Представьте себе, если ошибается экономист или мастер цеха? В этом проявляется идеология АРМ (автоматизированное рабочее место), которая, на мой взгляд, пронизала во многом наши отечественные разработки. Она, собственно, и послужила тем самым якорем, который нас так цепко держит и не позволяет ни выйти на международный рынок, ни даже распространиться в рамках СНГ. Потому что суть АРМ — это субъективная потребность конкретного человека, конкретной должности, конкретной позиции.
[su_pullquote align=»right»]Технология АРМ служит тем самым якорем, который нас так цепко держит и не позволяет ни выйти на международный рынок, ни даже распространиться в рамках СНГ[/su_pullquote]
SAP или Oracle такие дорогие, потому что заказчик покупает не АРМ, а технологии управления. Технологии в любом случае дороже станка для изготовления готового продукта. А SAP или Oracle — это технология. Именно потому, что по 4 этажам ходит этот лифт.
Перспективы
Интеграция знаний в консалтинговом управлении сейчас приносит хороший доход. Понятно, что в идеале хочется реализовать четвертый этаж, но это сложно и должно делаться на государственном уровне. Создание третьего этажа — тоже непосильная для нас задача. Отечественные госстандарты ничего не значат, и никто не использует их на практике.
Но мы совершенно объективно можем пользоваться результатами двух оставшихся международных уровней, потому что они общедоступны. Это по большей части все знания, которые кладутся в основу разработки будущего продукта. Причем эти стандарты не стоят никаких денег. И то, что мы до сих пор не используем их, привело к утрате нашего суверенитета в области IT. А восстановить его можно достаточно быстро — и именно тем способом, о котором я рассказал выше.