Источник: «TAdviser», декабрь, 2015
Руководитель дирекции по работе с предприятиями ОПК корпорации «Галактика» Юрий Тертышник в интервью TAdviser в декабре 2015 года поделился своим мнением о том, как обстоят дела с автоматизацией на профильных предприятиях, какие угрозы несет в себе использование зарубежного ПО, а также о проблемах импортозамещения.
TAdviser: Юрий Анатольевич, какие процессы, по вашему мнению, требуют автоматизации на предприятиях ОПК в первую очередь? Какие есть специализированные решения для предприятий ОПК?
Юрий Тертышник: Автоматизации требуют все процессы. Пожалуй, за исключением финансовых и учетных модулей, о которых большинство предприятий уже позаботилось. Многие считают, что в первую очередь производству необходима автоматизация проектирования, но это не так. Сейчас на кульманах уже никто не работает, системы автоматического проектирования и инженерных разработок стоят практически везде. Именно с них начиналась автоматизация. Сегодня нужно думать об управлении производством и технологическим потенциалом предприятия.
Если говорить, про специализированные решения, то я глубоко убежден, что никаких специализированных не только ИТ-решений, но и технологических процессов, процессов создания продукции для ОПК быть не должно. Экономика должна развиваться гармонично. Потому что если мы говорим о металлообработке, о сборочном производстве, и о других технологических процессах, то это все должно быть примерно одинаковым во всей промышленности. Можно лишь говорить о том, что предприятия ОПК работают не в рыночных условиях, а по государственному заказу, в то время как все прочие организации работают в условиях рынка. В этом и заключается коренная особенность и отличие.
Предприятия ОПК, выпускающие конечную продукцию в России, являются монополистами. Я убежден, что особенностей, с точки зрения технологий, подготовки производства, управления им, быть не должно.
TAdviser: Насколько, по вашим наблюдениям, в ОПК увеличился спрос на российские ERP-системы и другие ИТ-решения в связи с санкциями и общим курсом на импортозамещение в России?
Юрий Тертышник: Процесс смены системы управления не быстрый, но необходимый в современных условиях импортозамещения. Здесь главное – не наломать дров. Важно не рушить то, что работает, по крайней мере, на начальных этапах, а построить дорожную карту, которая отвечала бы требованиям ресурсосбережения и эффективности. У импортозамещения и использования отечественных продуктов есть существенный плюс, о нем нужно помнить, – это экономическая выгода. В связи с ростом курса валюты очень сильно подорожала поддержка западных продуктов. Мы остаемся на уровне.
TAdviser: Существуют ли, по вашему мнению, реальные опасности использования западных ERP-систем? Если да, то какие?
Юрий Тертышник: Есть несколько штампованных страшилок. Первая — это прекращение технической поддержки, которое приведет к остановке работы предприятия. Вторая — утечка информации, что абсолютно неприемлемо в ОПК. И третья — это разрушение информационной системы за счет наличия несанкционированных, не декларируемых возможностей. Все эти угрозы относятся к информационной безопасности.
Но мне кажется, что самая большая опасность применения импортных систем — это торможение. Ваша импортная система не разрушится, она будет функционировать, но однажды станет якорем для предприятия. Почему? Вероятный противник со стороны НАТО — РФ, это прописано в их доктрине. Трудно представить, что в неспокойные времена кто-то будет своему вероятному противнику отдавать самые современные информационные системы. Это невероятная ситуация. Деятельность ОПК направлена на защиту страны, на быстрое и адекватное реагирование на чрезвычайные ситуации, которые могут возникать. Таким образом опираться на программные продукты, которые являются основными для стран НАТО, принципиально неверно.
Сейчас предсказать до деталей все последствия сделанного выбора невозможно. Все будет зависеть от степени угроз со стороны вероятного противника, но то, что это неразумно сегодня и будет также неразумно завтра — можно сказать однозначно. Оборонный комплекс должен строиться на независимых информационных системах. Я не говорю, что не следует пользоваться мировыми достижениями, но ОПК должен быть независимым, чтобы мы не использовали.
Нельзя забывать и об экономической стороне вопроса. На современном этапе по разным оценкам рейтинговых агентств такие компания как Microsoft, SAP, Oracle зарабатывают сотни миллиардов в год, из них 90% — это государственный сектор, в том числе и предприятия ОПК. Кормить экономику зарубежных партнеров неправильно, особенно с учетом того, что мы имеем отечественные аналоги их решениям.
TAdviser: Какова сейчас общая ситуация с ERP на предприятиях ОПК?
Юрий Тертышник: Дело в том, что различные бизнес-процессы, которые присущи предприятиям оборонно-промышленного комплекса автоматизированы по-разному. Конечно сейчас не найдешь ни один завод на котором бухгалтера считали бы на счетах, но это относится лишь к учетным системам, которые повсеместно внедрены. А вот управление персоналом, материально-техническое снабжение – все эти процессы автоматизированы не более чем на 30-40%, как мне кажется. Открытых данных по этому вопросу нет, ориентироваться можно исключительно на опыт и некие планы. Например, есть план внедрения информационных технологий в ОПК, который предусматривает автоматизацию предприятий до 2020 года не больше 60%.
Что же касается производственных процессов, то уровень использования специализированных решений находится чуть ли не на нуле. Комплексного внедрения нет практически нигде, за редким исключением, которым, например, является «Уралтрансмаш». На большинстве предприятий производственные процессы автоматизированы максимум на 10%. Этот показатель достаточно критичен, так как современные методологии управления требуют коренного пересмотра: переход от иерархической системы управления к проектной.
TAdviser: Можете ли вы привести примеры отказа от западных систем на предприятиях ОПК и перехода на ваши решения за последний год?
Юрий Тертышник: На самом деле никакого импортозамещения с точки зрения информационных технологий у нас в стране не произошло вообще. Только сейчас начинает идти речь о заполнение пустых ниш, где бизнес-процессы никак не были автоматизированы на западном ПО, и то в небольшом количестве. Люди боятся ответственности за то, что были потрачены большие средства на иностранные системы, которые сейчас нужно сносить и замещать отечественным, что приведет к дополнительным инвестициям. Вряд ли кто решится на это.
Также большую роль играет и то, что очень медленно в нашей стране идет процесс от принятия решения до его реализации. Курс на импортозамещение был принят еще год назад, а только сейчас вышел в свет 188 ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2016 года и дает преимущества на рынке отечественным разработчикам. В свою очередь он предусматривает создание реестра поставщиков, который только еще будет создан в соответствии с только что вышедшим постановлением правительства № 1236. План, как нам сделать план по реализации плана. И этот длительный процесс от принятия решения до его реализации на уровне законодательных актов сильно тормозит процесс.
TAdviser: Приведите, пожалуйста, примеры крупнейших внедрений ваших систем на предприятиях ОПК?
Юрий Тертышник: Проект на АО «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) – один из самых крупных в прошлом году. Там шли внедрения продуктов «Галактика ERP», «Галактика AMM» — управление производством. Также нельзя не отметить целый ряд проектов нашего партнера – «Финансовых технологий» на машиностроительных предприятиях в Сибири. Приведу лишь некоторые из них: предприятие ОАО «Алтайвагон» (холдинг «Сибирский деловой союз»), В Туле стартовал большой комплексный проект в рамках холдинга «Высокоточные комплексы» государственной корпорации «Ростех».
TAdviser: Как изменились требования заказчиков в ОПК к решениям и проектам с наступлением кризисной ситуации в экономике?
Юрий Тертышник: Российский рынок за последние год — полтора претерпел существенные изменения, я бы сказал, что его неплохо встряхнуло. И если во многих секторах экономики наблюдается некий спад, то отрасль машиностроения, наоборот, — начала возрождаться. Перед ней поставлены очень важные задачи, связанные с повышением обороноспособности страны. Это главная тенденция сегодняшнего дня и главный госзаказ, который не будет подвержен рыночным волнениям. Фокус на машиностроение во многом связан с политической ситуацией, в его развитие планируются значительные инвестиции, в частности, в сферу производства в оборонно-промышленном комплексе. Причем следует понимать, что, развивая ОПК, государство развивает и смежные отрасли, так как для производства одного изделия нужно задействовать до нескольких десятков, а то и сотен предприятий.
TAdviser: Как в «Галактике» оценивают проект постановления правительства по поводу ограничения закупок импортного софта?
Юрий Тертышник: Любая инициатива государства, направленная на защиту интересов отечественных производителей, — всегда плюс. Но это она — небольшая часть того, что надо бы еще сделать. Лично нам это дает совершенно очевидные преимущества в очередности рассмотрения предложений. Потому что зачастую программные продукты отечественных разработчиков даже не рассматриваются. Такая инициатива вводит фактически как ни странно, ни монопольное преимущество, а скорее абсолютно нормальные конкурентные условия. Отечественные производители могут пользоваться преимуществом только тогда, когда все функциональные и технические характеристики соответствуют требованиям заказчика.
Интервью с Юрием Тертышником, руководителем дирекции по работе с предприятиями ОПК корпорации «Галактика»
Источник: «TAdviser», декабрь, 2015
Руководитель дирекции по работе с предприятиями ОПК корпорации «Галактика» Юрий Тертышник в интервью TAdviser в декабре 2015 года поделился своим мнением о том, как обстоят дела с автоматизацией на профильных предприятиях, какие угрозы несет в себе использование зарубежного ПО, а также о проблемах импортозамещения.
TAdviser: Юрий Анатольевич, какие процессы, по вашему мнению, требуют автоматизации на предприятиях ОПК в первую очередь? Какие есть специализированные решения для предприятий ОПК?
Юрий Тертышник: Автоматизации требуют все процессы. Пожалуй, за исключением финансовых и учетных модулей, о которых большинство предприятий уже позаботилось. Многие считают, что в первую очередь производству необходима автоматизация проектирования, но это не так. Сейчас на кульманах уже никто не работает, системы автоматического проектирования и инженерных разработок стоят практически везде. Именно с них начиналась автоматизация. Сегодня нужно думать об управлении производством и технологическим потенциалом предприятия.
Если говорить, про специализированные решения, то я глубоко убежден, что никаких специализированных не только ИТ-решений, но и технологических процессов, процессов создания продукции для ОПК быть не должно. Экономика должна развиваться гармонично. Потому что если мы говорим о металлообработке, о сборочном производстве, и о других технологических процессах, то это все должно быть примерно одинаковым во всей промышленности. Можно лишь говорить о том, что предприятия ОПК работают не в рыночных условиях, а по государственному заказу, в то время как все прочие организации работают в условиях рынка. В этом и заключается коренная особенность и отличие.
Предприятия ОПК, выпускающие конечную продукцию в России, являются монополистами. Я убежден, что особенностей, с точки зрения технологий, подготовки производства, управления им, быть не должно.
TAdviser: Насколько, по вашим наблюдениям, в ОПК увеличился спрос на российские ERP-системы и другие ИТ-решения в связи с санкциями и общим курсом на импортозамещение в России?
Юрий Тертышник: Процесс смены системы управления не быстрый, но необходимый в современных условиях импортозамещения. Здесь главное – не наломать дров. Важно не рушить то, что работает, по крайней мере, на начальных этапах, а построить дорожную карту, которая отвечала бы требованиям ресурсосбережения и эффективности. У импортозамещения и использования отечественных продуктов есть существенный плюс, о нем нужно помнить, – это экономическая выгода. В связи с ростом курса валюты очень сильно подорожала поддержка западных продуктов. Мы остаемся на уровне.
TAdviser: Существуют ли, по вашему мнению, реальные опасности использования западных ERP-систем? Если да, то какие?
Юрий Тертышник: Есть несколько штампованных страшилок. Первая — это прекращение технической поддержки, которое приведет к остановке работы предприятия. Вторая — утечка информации, что абсолютно неприемлемо в ОПК. И третья — это разрушение информационной системы за счет наличия несанкционированных, не декларируемых возможностей. Все эти угрозы относятся к информационной безопасности.
Но мне кажется, что самая большая опасность применения импортных систем — это торможение. Ваша импортная система не разрушится, она будет функционировать, но однажды станет якорем для предприятия. Почему? Вероятный противник со стороны НАТО — РФ, это прописано в их доктрине. Трудно представить, что в неспокойные времена кто-то будет своему вероятному противнику отдавать самые современные информационные системы. Это невероятная ситуация. Деятельность ОПК направлена на защиту страны, на быстрое и адекватное реагирование на чрезвычайные ситуации, которые могут возникать. Таким образом опираться на программные продукты, которые являются основными для стран НАТО, принципиально неверно.
Сейчас предсказать до деталей все последствия сделанного выбора невозможно. Все будет зависеть от степени угроз со стороны вероятного противника, но то, что это неразумно сегодня и будет также неразумно завтра — можно сказать однозначно. Оборонный комплекс должен строиться на независимых информационных системах. Я не говорю, что не следует пользоваться мировыми достижениями, но ОПК должен быть независимым, чтобы мы не использовали.
Нельзя забывать и об экономической стороне вопроса. На современном этапе по разным оценкам рейтинговых агентств такие компания как Microsoft, SAP, Oracle зарабатывают сотни миллиардов в год, из них 90% — это государственный сектор, в том числе и предприятия ОПК. Кормить экономику зарубежных партнеров неправильно, особенно с учетом того, что мы имеем отечественные аналоги их решениям.
TAdviser: Какова сейчас общая ситуация с ERP на предприятиях ОПК?
Юрий Тертышник: Дело в том, что различные бизнес-процессы, которые присущи предприятиям оборонно-промышленного комплекса автоматизированы по-разному. Конечно сейчас не найдешь ни один завод на котором бухгалтера считали бы на счетах, но это относится лишь к учетным системам, которые повсеместно внедрены. А вот управление персоналом, материально-техническое снабжение – все эти процессы автоматизированы не более чем на 30-40%, как мне кажется. Открытых данных по этому вопросу нет, ориентироваться можно исключительно на опыт и некие планы. Например, есть план внедрения информационных технологий в ОПК, который предусматривает автоматизацию предприятий до 2020 года не больше 60%.
Что же касается производственных процессов, то уровень использования специализированных решений находится чуть ли не на нуле. Комплексного внедрения нет практически нигде, за редким исключением, которым, например, является «Уралтрансмаш». На большинстве предприятий производственные процессы автоматизированы максимум на 10%. Этот показатель достаточно критичен, так как современные методологии управления требуют коренного пересмотра: переход от иерархической системы управления к проектной.
TAdviser: Можете ли вы привести примеры отказа от западных систем на предприятиях ОПК и перехода на ваши решения за последний год?
Юрий Тертышник: На самом деле никакого импортозамещения с точки зрения информационных технологий у нас в стране не произошло вообще. Только сейчас начинает идти речь о заполнение пустых ниш, где бизнес-процессы никак не были автоматизированы на западном ПО, и то в небольшом количестве. Люди боятся ответственности за то, что были потрачены большие средства на иностранные системы, которые сейчас нужно сносить и замещать отечественным, что приведет к дополнительным инвестициям. Вряд ли кто решится на это.
Также большую роль играет и то, что очень медленно в нашей стране идет процесс от принятия решения до его реализации. Курс на импортозамещение был принят еще год назад, а только сейчас вышел в свет 188 ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2016 года и дает преимущества на рынке отечественным разработчикам. В свою очередь он предусматривает создание реестра поставщиков, который только еще будет создан в соответствии с только что вышедшим постановлением правительства № 1236. План, как нам сделать план по реализации плана. И этот длительный процесс от принятия решения до его реализации на уровне законодательных актов сильно тормозит процесс.
TAdviser: Приведите, пожалуйста, примеры крупнейших внедрений ваших систем на предприятиях ОПК?
Юрий Тертышник: Проект на АО «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) – один из самых крупных в прошлом году. Там шли внедрения продуктов «Галактика ERP», «Галактика AMM» — управление производством. Также нельзя не отметить целый ряд проектов нашего партнера – «Финансовых технологий» на машиностроительных предприятиях в Сибири. Приведу лишь некоторые из них: предприятие ОАО «Алтайвагон» (холдинг «Сибирский деловой союз»), В Туле стартовал большой комплексный проект в рамках холдинга «Высокоточные комплексы» государственной корпорации «Ростех».
TAdviser: Как изменились требования заказчиков в ОПК к решениям и проектам с наступлением кризисной ситуации в экономике?
Юрий Тертышник: Российский рынок за последние год — полтора претерпел существенные изменения, я бы сказал, что его неплохо встряхнуло. И если во многих секторах экономики наблюдается некий спад, то отрасль машиностроения, наоборот, — начала возрождаться. Перед ней поставлены очень важные задачи, связанные с повышением обороноспособности страны. Это главная тенденция сегодняшнего дня и главный госзаказ, который не будет подвержен рыночным волнениям. Фокус на машиностроение во многом связан с политической ситуацией, в его развитие планируются значительные инвестиции, в частности, в сферу производства в оборонно-промышленном комплексе. Причем следует понимать, что, развивая ОПК, государство развивает и смежные отрасли, так как для производства одного изделия нужно задействовать до нескольких десятков, а то и сотен предприятий.
TAdviser: Как в «Галактике» оценивают проект постановления правительства по поводу ограничения закупок импортного софта?
Юрий Тертышник: Любая инициатива государства, направленная на защиту интересов отечественных производителей, — всегда плюс. Но это она — небольшая часть того, что надо бы еще сделать. Лично нам это дает совершенно очевидные преимущества в очередности рассмотрения предложений. Потому что зачастую программные продукты отечественных разработчиков даже не рассматриваются. Такая инициатива вводит фактически как ни странно, ни монопольное преимущество, а скорее абсолютно нормальные конкурентные условия. Отечественные производители могут пользоваться преимуществом только тогда, когда все функциональные и технические характеристики соответствуют требованиям заказчика.