Машиностроительный завод «Бецема» о ERP, сопротивлении персонала и важности автоматизации производственной логистики

 : Новости, Публикации в СМИ

Источник: «Expert Online», февраль, 2015

В условиях агрессивной рыночной среды повышение собственной эффективности — единственный способ не плыть по течению, а быть успешными в любой ситуации. Большинство задач производственных предприятий можно решить с помощью грамотной организации бизнес-процессов и автоматизации соответствующих управленческих функций.

Один из давних клиентов «Галактики», активно использующий программные продукты корпорации — машиностроительный завод «Бецема». Он был основан в 1932 году и является ведущим предприятием России.

О том, чем сегодня живет завод и какие у него планы на будущее нам рассказал Игорь Мурашов, директор по информационным технологиям.

— Игорь, расскажите, пожалуйста, о Вашем предприятии подробнее.

Завод «Бецема» имеет более чем 75-летний опыт работы в машиностроительной отрасли. Основные направления деятельности нашего предприятия — изготовление специального автотранспорта, машин для дорожной от­расли, технологического оборудования для цементной, металлургической и химической промышленности. «Бецема» выпускает спецтехнику для дорожных работ, строительной отрасли, ёмкостное оборудование для перевозки жидких и сыпучих грузов. Для производства применяются отечественные и зарубежные шасси. Вся техника оснащена мощными двигателями и отвечает современным стандартам.

Игорь Мурашов, директор по информационным технологиям
Игорь Мурашов, директор по информационным технологиям

— Какие факторы побудили компанию начать проект внедрения «Галактика ERP»?

На предприятии постоянно ведутся новые разработки, осваивается производство высокотехнологичных изделий и конструкций, соответствующих всем современным европейским требованиям по качеству производства,  надежности и безопасности эксплуатации. Для того чтобы сохранить и укрепить ведущие позиции на рынке машиностроительной отрасли нам необходимо было внедрить современную информационную систему управления предприятием.

— А что на заводе не было никакой автоматизированной системы?

Были самописные разработки, которые не помогали в полной мере в решении задач, стоящих перед заводом. Отсутствовала единая информационная среда управления, использовались разнородные средства автоматизации, планирование было ручным, часто наблюдался дефицит или избыток комплектующих на складах. Все это мешало эффективному развитию предприятия. Поэтому в 2005 году было принято решение о внедрении комплексной ERP-системы.

— Почему свой выбор Вы остановили именно на «Галактика ERP»?

Выбрать систему для базовой автоматизации оказалось делом непростым: необходимо было сбалансировать затраты на автоматизацию с необходимостью учесть ряд особенностей производства. Предприятию требовался отечественный комплексный продукт класса ERP. После проведенного мониторинг рынка ИТ-системы мы остановили свой выбор на «Галактика ERP».

Для нас важную роль сыграли такие факторы как:

  • способность обработки больших массивов данных;
  • опыт внедрения и успешной эксплуатации системы на предприятиях машиностроения;
  • соотношение эффективность /цена.

Забегая вперед, скажу сразу: в ходе проекта мы убедились в правильности нашего решения — такого количества разнородных задач, многообразия тонкостей учета, связанных с российской спецификой, конфигурациями предприятий, такой степени детализации добиться на другой системе было бы гораздо сложнее.

— Расскажите об основных задачах, которые Вы ставили перед системой?

Цель внедрения любой ERP-системы — обеспечение руководства компании оперативной и качественной информацией о хозяйственной деятельности предприятия для принятия эффективных управленческих решений и контроля их исполнения. Это одна главная масштабная цель, из которой в дальнейшем формируются задачи.

При внедрении мы обозначили несколько общих направлений:

  • управление производственной логистикой (движение материалов, готовой продукции, расчеты с поставщиками и подрядчиками);
  • ведение клиентской базы данных, учет и планирование контактов;
  • учет персонала, организация труда, расчет заработной платы;
  • бухгалтерский и налоговый учет;
  • обмен данными с другими используемым системами.

Одним из ключевых функциональных блоков Системы Галактика ERP для нас стал «Планирование производства». Нам было важно интегрировать в одну систему основные функции логистики: управление заказами и закупками, снабжением и сбытом, управление запасами, складами, взаимоотношениями с поставщиками и получателями продукции и услуг, а также контроль взаиморасчетов.

— Что на Ваш взгляд было самым сложным при реализации проекта?

Здесь я могу выделить два пункта: первое — это, безусловно, сопротивление персонала. Как известно, все новое встречается очень тяжело. Когда мы начали внедрять систему, то сразу же столкнулись с нежеланием людей уходить от привычной им модели работы. Приходилось с этим бороться. На будущее я, конечно, для себя урок вынес: задача работать в едином информационном пространстве должна «спускаться сверху» от генерального директора. Если бы мы это сделали сразу, то сэкономили много времени. Из первого пункта вытекает второй – это срыв сроков проекта. Мы неправильно просчитали окончание реализации проекта, не учли многие моменты. Это тоже нам урок на будущее.

— Кем выполнялась и поддерживается реализация проекта?

На начальном этапе внедрение происходило проектной группой корпорации «Галактика». На сегодняшний день на заводе есть свой ИТ-отдел, специалисты которого самостоятельно осуществляют внедрение и поддержку.

— Какие результаты уже достигнуты, а какие ожидаются в будущем?

Мы уже внедрили функциональные блоки «Управление логистикой», «Бухгалтерский учет», «Управление персоналом». В ближайшем будущем планируем внедрить «Управление производством» — один из наиболее важных на данный момент для нас модулей.

Если говорить о результатах, которых мы уже добились, то запуск в промышленную эксплуатацию «Галактика ERP» обеспечил нам:

  • единое информационное пространство для учета в различных службах предприятия;
  • возможность ведения единой базы нормативно-справочной информации;
  • уход от многократного ввода одной и той же информации;
  • возможность непрерывного и полного отражения по счетам бухгалтерского учета всех хозяйственных операций на основании первичных документов;
  • оперативный поиск необходимых учитываемых данных на любой момент времени;
  • контроль штатного наполнения;
  • своевременное получение достоверной информации финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

На сегодняшний день основные задачи автоматизации выполнены. Система используется в штатном режиме соответственно внедрённой функциональности, оказывается стандартная техническая поддержка.