CNews: Как оцифровать поступление в вуз?

 : Публикации в СМИ

Экспертный центр корпорации «Галактика» по работе с вузами вот уже 14 лет разрабатывает сервис, который помогает вузам проводить приемные кампании, а студентам – учиться профессии своей мечты. Как происходило развитие программного продукта, что он умеет и какие у него перспективы, рассказывают Денис Бушковский, генеральный директор, Руслан Баженов, руководитель проектов, и Сергей Кривцов, руководитель отдела разработки.

CNews: Как давно вы в теме цифровизации вузов и поддержки приемной кампании в частности?

Денис Бушковский: В сфере цифровизации высшей школы мы работаем с 2009 года. За это время вузы стали для нас не только клиентами, но и партнерами, работа с университетами прочно вошла в нашу жизнь. Вместе с вузами мы проходим и проживаем все изменения и потрясения, которые происходят в сфере образования нашей страны.

Одним из самых серьезных вызовов последних лет стало проведение приемной кампании. Это чрезвычайно важный и чувствительный процесс для каждого университета.

Поступление в вуз это стресс и для абитуриентов, и для преподавателей

Первая наша приемная кампания состоялась 14 лет назад. Тогда мы только выпустили новое решение и пилотировали его на первых клиентах. Мы лишь изучали специфику, дорабатывали системы, и нам было непросто. Но уже через год модули по приему были отработаны, появились новые клиенты, система стала развиваться, в т.ч. с учетом изменений законодательства. Набор абитуриентов проходил год за годом в спокойном режиме.

Но 3 года назад все изменилось. Сначала пандемия заставила всех работать в стрессовых условиях дистанционного приема, а потом и запуск сервиса «Поступление в вуз онлайн» (также известного как «Суперсервис») портала «Госуслуг» «задал всем жару».

Р. В. Кучин, ректор Югорского государственного университета:

«На протяжении последних 14 лет наш университет использует решения корпорации «Галактика» для набора и учета абитуриентов. Все приёмные кампании проходили без сбоев. Этот год не стал исключением».

CNews: Как это было в прошлом году? Какие выводы сделали?

Руслан Баженов, «Галактика»: Прошлый, 2022 год, был одним из самых сложных с точки зрения поддержки приемной кампании, ведь в отличие от 2021 года практически все вузы оказались в одночасье подключены к «Суперсервису». Под влиянием объективных обстоятельств, обусловленных такими внешними факторами, как уточнение правил и требований проведения кампании, изменение справочников и спецификации API «Суперсервиса», нам приходилось выпускать обновления в невероятно сжатые сроки, порой в режиме 24/7, экстренно передавать эти обновления вузам, успевая перед этим все протестировать. При этом сам «Суперсервис» работал нестабильно, что также сказывалось на качестве проведения приемной кампании в целом, и порой возникали сложные ситуации. Но, несмотря на все трудности, мы справились, и все наши вузы успешно завершили ПК 2022.

Мы сделали выводы из опыта 2022 года и заблаговременно начали готовиться к приемной кампании–2023, применяя новые методы и подходы как к организации работ, так и к разработке технических решений. Приоритет в разработке был отдан интеграции с «Суперсервисом», перед этим была выполнена модернизация системы под новый порядок приема.

Мы понимали, что новая приемная кампания тоже будет непростой, но уже были готовы к изменениям:

— кардинально изменился порядок приема (отказ от согласий на зачисление, новая работа с приоритетами и заявлениями, появление высшего приоритета зачисления, новый учет отдельной и совмещенных квот и т.д.). Ключевым моментом стал учет приоритетов, с помощью которых абитуриент декларировал свое большее или меньшее желание поступить на ту или иную специальность/программу. На основе этих приоритетов и конкурсной ситуации в целом (по всем конкурсам всего уровня образования) требовалось рассчитать высший приоритет, который в итоге и показывал абитуриенту тот «лучший» конкурс, в котором он может быть зачислен;
— поменялись требования к выгрузке в ФИС ГИА и приема;
— вышла новая спецификация API «Суперсервиса», появились значительные изменения в справочниках единого портала государственных услуг (ЕПГУ), что привело к необходимости разработки интеграции с «Суперсервисом» практически с нуля.

CNews: Как шла подготовка к проведению приемной кампании этого года?

Сергей Кривцов, «Галактика»: Для успешного проведения приемной кампании-2023 мы увеличили команду разработки и сопровождения решений, а также значительно доработали наши системы:

  • реализовали удобный механизм выбора приоритетов. Это позволило обеспечить полное соответствие наших информационных систем требованиям действующего законодательства, а абитуриентам получить максимально благоприятный результат с точки зрения их предпочтений по выбранным специальностям.
  • реализовали двусторонний обмен между всеми системами: «Суперсервис», «Галактика ERP. Управление учебным процессом», «Личный кабинет абитуриента» (ЛКА). Это позволило обеспечить корректную работу с дублями карточек абитуриентов и недопущение нарушения целостности данных, которое могло возникнуть вследствие наличия нескольких источников ввода информации. Например, абитуриент мог подать заявление через ЕПГУ и буквально через несколько минут еще раз сделать то же самое, но уже через личный кабинет университета с другими параметрами (на другие направления, с другими источниками финансирования и т.п.)
  • в ЛКА реализовали возможность корректировки заявлений и удобный механизм оперативного изменения приоритетов. Это создало для абитуриентов максимально удобную схему управления своими заявлениями. В любой момент в период приема документов абитуриент мог изменить что угодно: добавить или убрать направление подготовки, изменить источники финансирования, добавить индивидуальные достижения, заявить льготы и т. д.
  • создали механизм взаимодействия с Суперсервисом, позволяющий вести обмен в автоматическом режиме, выявлять некорректность в данных или некоторые фактические расхождения работы «Суперсервиса» с порядком, описанным в спецификации.
  • разработали новые отчеты приемной кампании
  • разработали электронные конкурсные списки с расчетом высшего приоритета. Предоставили дружественный интерфейс для контроля конкурсной ситуации и контроля наполняемости конкурсов с возможностью оперативно отслеживать данные и выполнять предварительное зачисление (подготовка зачисления). При этом расчет можно было запускать с большой частотой и в автоматическом режиме по расписанию.
  • ускорили работу с очень востребованной утилитой массового изменения статусов заявлений ЕПГУ, позволяющей устанавливать необходимые и допустимые статусы для большой группы заявлений одновременно.

Реализация этих доработок обеспечила нам задел на успешное проведение ПК 2023.

М. Н. Артеменков, ректор Смоленского государственного университета:

«В 2023 году системы по набору и учету абитуриентов, включая «Личный кабинет абитуриента» и «Галактика ERP 9.1. Управление учебным процессом», продемонстрировали высокую надежность и устойчивую работу в нашем университете. Значительная часть заявлений, почти половина, была подана через «Госуслуги» с использованием Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Благодаря решениям от компании «Галактика ИТ» мы справились с этой нагрузкой и обеспечили стабильный обмен информацией с Суперсервисом на протяжении всей приемной кампании.

В текущем году в правилах приема появилось много новых требований. Все эти требования были успешно реализованы в наших информационных системах, что позволило нам провести приемную кампанию в полном соответствии с действующим законодательством.

Мы выражаем искреннюю благодарность сотрудникам ООО «Галактика ИТ» за оперативную поддержку наших информационных систем во время проведения приемной кампании».

CNews: Как все прошло в этом году?

Руслан Баженов: В этом году все прошло значительно лучше, чем в предыдущем. «Суперсервис» работал более стабильно, наши новые доработки повысили эффективность работы сотрудников приемных комиссий и устойчивость систем.

Но, конечно, не обошлось без сложностей. В ходе приема возникали ситуации, когда менялась бизнес-логика работы «Суперсервиса», после чего пакеты обмена данными становились непригодными для импорта в сервис. Нам приходилось оперативно донастраивать наши системы и помогать вузам устранять ошибки обмена.

Аварии иногда случаются, от этого никто не застрахован. Так, у одного из вузов в самый ответственный момент вышло из строя серверное оборудование, на котором были развернуты все сервисы приемной комиссии, в том числе и резервные копии данных. Это могло бы стать катастрофой для университета, но мы вместе с командой вуза смогли в очень короткий срок все восстановить из архивов данных личного кабинета абитуриента и Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», так что процесс приема абитуриентов не пострадал.

Конечно, процесс использования «Суперсервиса» еще далек от идеального, но это уже намного лучше, чем было в прошлом году. Во многих наших вузах большая часть заявлений пришла именно через «Суперсервис». Это говорит о его востребованности среди поступающих.

Н. Н. Африкантов, ректор Ульяновского института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева:

«В 2023 году комплекс решений, состоящий из «Личного кабинета абитуриента» и программы для ЭВМ «Галактика ERP 9.1. Управление учебным процессом», был использован институтом для автоматизации деятельности приемной кампании. Применяемые решения отработали в штатном режиме, без критичных сбоев и нареканий. Всего в этом году было подано 10524 заявления на бакалавриат и специалитет, из них 7414 — посредством Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» и 3110 — через личный кабинет абитуриента.

Благодарим разработчиков за поддержку в сложный период проведения приемной кампании, за надежное и качественное решение, а также плодотворное сотрудничество, которое продолжается с момента внедрения системы».

CNews: Какие итоги и планы на будущее?

Денис Бушковский: На наш взгляд, приемная кампания 2023 года прошла успешно. В этот сложный период мы помогли нашим клиентам наладить все процессы, связанные с приемом абитуриентов и зачислением студентов. Мы работали в режиме 24х7, всегда были на связи с заказчиками и разработчиками федеральных систем.

Это подтверждают и отзывы наших клиентов, которые дают положительную характеристику нашей поддержке и сопровождению. Заказчики готовы вместе с нами преодолевать все сложности будущих периодов.

У нас в стране происходят значительные перемены, и в сфере образования также много инноваций и изменений.

В одном из своих выступлений председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что в текущем году количество бюджетных мест было увеличено на 8,2 тысячи и составило 630 тысяч. Из них 37 тысяч — это места в новых российских регионах. Приемная кампания прошла с рядом важных нововведений. К примеру, суперсервисом «Поступление в вуз онлайн» воспользовалось свыше 375 тысяч абитуриентов.

Важно, что с 1 сентября в России начался пилотный проект с участием шести вузов, в рамках которого предусматривается создание новых уровней высшего образования: базового — со сроком обучения от 4 до 6 лет, специализированного — от 1 года до 3 лет, а также аспирантуры. Специализированное высшее образование будет включать в себя магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку.

CNews: Как оцифровать поступление в вуз?

А. Ю. Александров, ректор Чувашского государственного университета:

«Одним из ключевых элементов нашей работы стала интеграция с Суперсервисом «Поступление в вуз онлайн». Этот сервис стал популярным среди абитуриентов, и 42% заявлений было получено именно через Госуслуги.

К сожалению, в период проведения приемной кампании возникали некоторые экстренные ситуации, обусловленные объективными обстоятельствами, но благодаря оперативной реакции и высокому уровню ответственности Вашей команды мы успешно справились с поставленными задачами.

Денис Бушковский:

Также планируется, что подача документов на поступление в вузы в электронном виде с 2024 года будет возможна только через Госуслуги, то есть Суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

Таким образом, следующий год готовит нам новые вызовы. Уже сейчас мы начинаем активную подготовку к приемной кампании-2024, проектируем новые инструменты повышения эффективности и устойчивой работы пользователей наших систем, изучаем новые требования, вводим новые сервисы технической поддержки и сопровождения клиентов.

Я уверен, что к новым задачам 2024 года мы подойдем во всеоружии.

Интервью CNews