Авторский материал в газете «Ведомости» о новом «цифровом госплане» первого заместителя Министра промышленности и торговли Глеба Никитина и члена правления корпорации «Галактика» Антона Малькова.
России непросто дается переход к цифровой платформенной экономике – у нас нет глобальных цифровых платформ и мало компаний, работающих на новых высокотехнологичных рынках. В основном цифровизация производственно-технологических процессов идет в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), финансах, торговле и некоторых секторах услуг. Нельзя сказать, что мы развиваемся медленно, но есть страны, которые развиваются значительно быстрее.
США, ЕС, Япония, а сейчас уже и Китай удерживают первенство по производству полноценных цифровых платформ в науке, телемедицине, промышленности. Чтобы догнать конкурентов и развивать цифровые технологии для решения своих социально-экономических задач, Россия должна быстро и системно сдвинуть всю экономику в зону цифровизации, определяя отдельный темп для каждой отрасли.
Промышленный интернет вещей (IIoT) и big data – это еще не индустрия 4.0, а всего лишь драйверы, которые включаются в общую концепцию четвертой промышленной революции, они не смогут стать ее основной движущей силой. Для обеспечения эффективного перехода к новому индустриальному укладу – по аналогии со строительством федеральных скоростных дорожных трасс – государству необходимо на межотраслевом уровне построить инфраструктуру цифрового взаимодействия всех субъектов промышленного производства – «цифровую артерию». Такое решение, как рамка для паззла, позволило бы объединить технологии и сервисы, востребованные субъектами промышленного производства и потребителями продукции.
Интеграция вертикальных и горизонтальных цепочек создания, производства и дальнейшего обслуживания промышленных изделий позволит выйти на качественно новый уровень госкорпорациям, крупным холдингам и предприятиям машиностроения и приборостроения.
Представьте себе производство сложной наукоемкой продукции – например, в судостроении. Количество субподрядчиков по поставкам комплектующих, предоставлению услуг и выполнению работ может доходить до 3000–4000. Объединив и синхронизировав все кросс-отраслевые кооперационные процессы в едином информационном пространстве, можно существенно увеличить суммарную производственную мощность и сократить сроки производства конечной продукции.
Цифровизация вместо госплана
Мы являемся свидетелями того, как укрупняются предприятия машиностроения: создаются холдинги и корпорации, в которых централизуется большинство функций и процессов. На этом этапе очень важно научиться управлять внутренними и внешними кооперационными связями и сквозными производственными процессами. Кроме того, перед многими предприятиями стоит задача конверсии – оптимизации мощностей для производства гражданской продукции в условиях снижения гособоронзаказа (ГОЗ). Подсчитав масштабы средств, уже истраченных на техническое перевооружение всех предприятий России, и задумавшись об ожидаемой невостребованности этих мощностей в условиях спада ГОЗа, задачу конверсии трудно будет переоценить.
Также крайне важно устранить перегибы сегодняшнего дня, когда холдинги в условиях специфики ценообразования и отчетности по контрактам ГОЗа предпочитают развивать внутреннюю кооперацию и, как следствие, наращивать внутренние производственные мощности, а мощности альтернативных кооперантов остаются недозагруженными.
Следующая важная задача – импортозамещение, создание предпосылок для того, чтобы у нас не просто собирали изделия из иностранных компонентов, а производили эти компоненты, хотя бы критичные.
Цифровизация – единственный механизм для решения подобных задач. Раньше эту функцию выполнял госплан – консолидировал все потребности рынка, распределял заказы, следил за ходом выполнения поручений. Сейчас такой структуры нет.
Биржа мощностей
Мы сейчас говорим о создании цифровой инфраструктуры, кросс-отраслевой российской платформы b2b, которая на базе единого каталога промышленной продукции, технологий и услуг позволит организовать продуктивное взаимодействие всех участников процесса производства – заказчиков, головных исполнителей, кооперантов. На базе Министерства промышленности и торговли Фондом развития промышленности в настоящее время создается государственная информационная система промышленности (ГИСП).
Технически система будет работать так: заказчики размещают заказы на высокотехнологичную продукцию, предприятия финальной сборки, основываясь на их потребностях и на информации о доступных мощностях и технологиях у подрядчиков, формируют оптимальную схему кооперации и контролируют процесс исполнения. По мере накопления статистики о выполнении заказов формируются рейтинги поставщиков. Кооперанты же сразу смогут видеть объем заказов, соизмерять его со своими возможностями, строить долгосрочные планы развития производства. По сути, будет создана национальная биржа мощностей и технологий. Причем вариантов взаимодействия и применения данного подхода огромное множество – например, он полностью масштабируем для задач межгосударственной промышленной кооперации.
В создании ГИСП участвует целый ряд компаний. Каждая вносит свой вклад – кто-то поставляет сервис электронной торговой площадки, кто-то занимается аналитическими инструментами, кто-то сервисом каталогизации. Одним из элементов ГИСП является сервис субконтрактации, который, связав головных исполнителей с предприятиями второго и следующих уровней, строит оптимальную кооперационную сеть и позволяет осуществлять контроль процессов исполнения заказов по всей цепочке. Появится возможность перейти от нормативной схемы кооперации, применяемой в условиях ГОЗа, к рыночной модели определения соисполнителей на основе принципов рейтингования и информации с биржи доступных технологий и мощностей. Это преимущество в полной мере может быть применимо для решения актуальнейшей государственной задачи – конверсии производств.
Сейчас ГИСП включает в себя свыше 75 000 объектов, среди которых промышленные и торговые предприятия, общественные объединения и отраслевые ассоциации, инжиниринговые и научные центры, проектные организации и органы власти. Все сервисы системы разделены на четыре группы: финансовые услуги, сервисы прямого заказа и кооперации, сервисы трансфера технологий, сервисы взаимодействия бизнеса и государства.
Если говорить о практических результатах, уже сегодня ГИСП позволяет промышленным предприятиям использовать сервисы пяти основных направлений. Это финансовые сервисы для поиска и получения государственной и частной поддержки, в том числе гипермаркет для доступа к электронным финансовым услугам, таким как банковская гарантия, факторинг, аккредитив и др. Сервисы электронной торговой площадки для заказчиков и поставщиков, которые позволяют оценивать и консолидировать спрос на промышленную продукцию, структурировать предложение, делать прямые заказы. Сервисы для трансфера технологий и кадров, которые дают возможность найти поставщиков высокотехнологичных услуг, интеллектуальной собственности, кадров, производственных мощностей, а также обеспечивают обмен документами с органами власти. Информационные сервисы – в первую очередь анализ информации, представленной в системе, в том числе атлас промышленности, планы импортозамещения, сведения о межотраслевых балансах и балансах производственных мощностей, структура потребления и др.
Новая промышленность
В первую очередь нужно автоматизировать сами производства – создать так называемые фабрики будущего, или интегрированные технологические цепочки, которые будут комплексно и быстро проектировать и производить конкурентоспособную продукцию нового поколения.
Перед новой промышленностью стоят задачи по достижению глобальной конкурентоспособности, максимальной эффективности и высокой производительности труда. Сегодня в мире активно развиваются дигитализация, автоматизация и интеллектуализация промышленности для перехода к киберфизическим системам, объединения материального и цифрового миров.
Автомобилестроение – пилотная отрасль, которая развивает принципиально новые бизнес-процессы на всех уровнях производства. Например, организация высокотехнологичного производства УАЗ «Патриот» 2020 модельного года с применением метода параллельного инжиниринга, который облегчает сборку, диагностику и эксплуатацию. Есть подобные проекты в авиастроении, ракетно-космической отрасли, судостроении.
По прогнозам Национальной технологической инициативы (НТИ), в 2035 г. Россия сможет войти в десятку лучших стран мира по внедрению передовых производственных технологий. В начале 2017 г. была разработана дорожная карта «Технет» НТИ, которая посвящена развитию и применению передовых производственных технологий, образующих системы комплексных технологических решений – цифровые, умные, виртуальные фабрики будущего. При реализации дорожной карты «Технет» крупные отечественные компании с капитализацией более $10 млн смогут поставлять технологии и комплексные решения для производств 4.0 на глобальном рынке. Доля России на целевом рынке услуг конструирования и инжиниринга фабрик будущего через 18 лет может вырасти до 1,5% (свыше $10 млрд), а объем экспорта продукции, полученной с использованием цифровых технологий, – до 800 млрд руб. Также запланировано создание 40 фабрик будущего, 25 испытательных полигонов и 15 экспериментально-цифровых центров сертификации.
Как сделать промышленность цифровой
Авторский материал в газете «Ведомости» о новом «цифровом госплане» первого заместителя Министра промышленности и торговли Глеба Никитина и члена правления корпорации «Галактика» Антона Малькова.
России непросто дается переход к цифровой платформенной экономике – у нас нет глобальных цифровых платформ и мало компаний, работающих на новых высокотехнологичных рынках. В основном цифровизация производственно-технологических процессов идет в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), финансах, торговле и некоторых секторах услуг. Нельзя сказать, что мы развиваемся медленно, но есть страны, которые развиваются значительно быстрее.
США, ЕС, Япония, а сейчас уже и Китай удерживают первенство по производству полноценных цифровых платформ в науке, телемедицине, промышленности. Чтобы догнать конкурентов и развивать цифровые технологии для решения своих социально-экономических задач, Россия должна быстро и системно сдвинуть всю экономику в зону цифровизации, определяя отдельный темп для каждой отрасли.
Промышленный интернет вещей (IIoT) и big data – это еще не индустрия 4.0, а всего лишь драйверы, которые включаются в общую концепцию четвертой промышленной революции, они не смогут стать ее основной движущей силой. Для обеспечения эффективного перехода к новому индустриальному укладу – по аналогии со строительством федеральных скоростных дорожных трасс – государству необходимо на межотраслевом уровне построить инфраструктуру цифрового взаимодействия всех субъектов промышленного производства – «цифровую артерию». Такое решение, как рамка для паззла, позволило бы объединить технологии и сервисы, востребованные субъектами промышленного производства и потребителями продукции.
Интеграция вертикальных и горизонтальных цепочек создания, производства и дальнейшего обслуживания промышленных изделий позволит выйти на качественно новый уровень госкорпорациям, крупным холдингам и предприятиям машиностроения и приборостроения.
Представьте себе производство сложной наукоемкой продукции – например, в судостроении. Количество субподрядчиков по поставкам комплектующих, предоставлению услуг и выполнению работ может доходить до 3000–4000. Объединив и синхронизировав все кросс-отраслевые кооперационные процессы в едином информационном пространстве, можно существенно увеличить суммарную производственную мощность и сократить сроки производства конечной продукции.
Цифровизация вместо госплана
Мы являемся свидетелями того, как укрупняются предприятия машиностроения: создаются холдинги и корпорации, в которых централизуется большинство функций и процессов. На этом этапе очень важно научиться управлять внутренними и внешними кооперационными связями и сквозными производственными процессами. Кроме того, перед многими предприятиями стоит задача конверсии – оптимизации мощностей для производства гражданской продукции в условиях снижения гособоронзаказа (ГОЗ). Подсчитав масштабы средств, уже истраченных на техническое перевооружение всех предприятий России, и задумавшись об ожидаемой невостребованности этих мощностей в условиях спада ГОЗа, задачу конверсии трудно будет переоценить.
Также крайне важно устранить перегибы сегодняшнего дня, когда холдинги в условиях специфики ценообразования и отчетности по контрактам ГОЗа предпочитают развивать внутреннюю кооперацию и, как следствие, наращивать внутренние производственные мощности, а мощности альтернативных кооперантов остаются недозагруженными.
Следующая важная задача – импортозамещение, создание предпосылок для того, чтобы у нас не просто собирали изделия из иностранных компонентов, а производили эти компоненты, хотя бы критичные.
Цифровизация – единственный механизм для решения подобных задач. Раньше эту функцию выполнял госплан – консолидировал все потребности рынка, распределял заказы, следил за ходом выполнения поручений. Сейчас такой структуры нет.
Биржа мощностей
Мы сейчас говорим о создании цифровой инфраструктуры, кросс-отраслевой российской платформы b2b, которая на базе единого каталога промышленной продукции, технологий и услуг позволит организовать продуктивное взаимодействие всех участников процесса производства – заказчиков, головных исполнителей, кооперантов. На базе Министерства промышленности и торговли Фондом развития промышленности в настоящее время создается государственная информационная система промышленности (ГИСП).
Технически система будет работать так: заказчики размещают заказы на высокотехнологичную продукцию, предприятия финальной сборки, основываясь на их потребностях и на информации о доступных мощностях и технологиях у подрядчиков, формируют оптимальную схему кооперации и контролируют процесс исполнения. По мере накопления статистики о выполнении заказов формируются рейтинги поставщиков. Кооперанты же сразу смогут видеть объем заказов, соизмерять его со своими возможностями, строить долгосрочные планы развития производства. По сути, будет создана национальная биржа мощностей и технологий. Причем вариантов взаимодействия и применения данного подхода огромное множество – например, он полностью масштабируем для задач межгосударственной промышленной кооперации.
В создании ГИСП участвует целый ряд компаний. Каждая вносит свой вклад – кто-то поставляет сервис электронной торговой площадки, кто-то занимается аналитическими инструментами, кто-то сервисом каталогизации. Одним из элементов ГИСП является сервис субконтрактации, который, связав головных исполнителей с предприятиями второго и следующих уровней, строит оптимальную кооперационную сеть и позволяет осуществлять контроль процессов исполнения заказов по всей цепочке. Появится возможность перейти от нормативной схемы кооперации, применяемой в условиях ГОЗа, к рыночной модели определения соисполнителей на основе принципов рейтингования и информации с биржи доступных технологий и мощностей. Это преимущество в полной мере может быть применимо для решения актуальнейшей государственной задачи – конверсии производств.
Сейчас ГИСП включает в себя свыше 75 000 объектов, среди которых промышленные и торговые предприятия, общественные объединения и отраслевые ассоциации, инжиниринговые и научные центры, проектные организации и органы власти. Все сервисы системы разделены на четыре группы: финансовые услуги, сервисы прямого заказа и кооперации, сервисы трансфера технологий, сервисы взаимодействия бизнеса и государства.
Если говорить о практических результатах, уже сегодня ГИСП позволяет промышленным предприятиям использовать сервисы пяти основных направлений. Это финансовые сервисы для поиска и получения государственной и частной поддержки, в том числе гипермаркет для доступа к электронным финансовым услугам, таким как банковская гарантия, факторинг, аккредитив и др. Сервисы электронной торговой площадки для заказчиков и поставщиков, которые позволяют оценивать и консолидировать спрос на промышленную продукцию, структурировать предложение, делать прямые заказы. Сервисы для трансфера технологий и кадров, которые дают возможность найти поставщиков высокотехнологичных услуг, интеллектуальной собственности, кадров, производственных мощностей, а также обеспечивают обмен документами с органами власти. Информационные сервисы – в первую очередь анализ информации, представленной в системе, в том числе атлас промышленности, планы импортозамещения, сведения о межотраслевых балансах и балансах производственных мощностей, структура потребления и др.
Новая промышленность
В первую очередь нужно автоматизировать сами производства – создать так называемые фабрики будущего, или интегрированные технологические цепочки, которые будут комплексно и быстро проектировать и производить конкурентоспособную продукцию нового поколения.
Перед новой промышленностью стоят задачи по достижению глобальной конкурентоспособности, максимальной эффективности и высокой производительности труда. Сегодня в мире активно развиваются дигитализация, автоматизация и интеллектуализация промышленности для перехода к киберфизическим системам, объединения материального и цифрового миров.
Автомобилестроение – пилотная отрасль, которая развивает принципиально новые бизнес-процессы на всех уровнях производства. Например, организация высокотехнологичного производства УАЗ «Патриот» 2020 модельного года с применением метода параллельного инжиниринга, который облегчает сборку, диагностику и эксплуатацию. Есть подобные проекты в авиастроении, ракетно-космической отрасли, судостроении.
По прогнозам Национальной технологической инициативы (НТИ), в 2035 г. Россия сможет войти в десятку лучших стран мира по внедрению передовых производственных технологий. В начале 2017 г. была разработана дорожная карта «Технет» НТИ, которая посвящена развитию и применению передовых производственных технологий, образующих системы комплексных технологических решений – цифровые, умные, виртуальные фабрики будущего. При реализации дорожной карты «Технет» крупные отечественные компании с капитализацией более $10 млн смогут поставлять технологии и комплексные решения для производств 4.0 на глобальном рынке. Доля России на целевом рынке услуг конструирования и инжиниринга фабрик будущего через 18 лет может вырасти до 1,5% (свыше $10 млрд), а объем экспорта продукции, полученной с использованием цифровых технологий, – до 800 млрд руб. Также запланировано создание 40 фабрик будущего, 25 испытательных полигонов и 15 экспериментально-цифровых центров сертификации.
Источник: ВЕДОМОСТИ